Проект Romantic Collection
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

ЮМайти, 96 - 16 июля 2007 19:47

Отредактировано:16.07.07 19:47
ИСПОВЕДЬ, или Почему мы на нее не ходим - и не хотим

Один из наших друзей, а именно Колька Каляскин, написал совершенно замечательный пост про черные дыры. Цитирую:
[I]
"Черные дыры" в нас...
Откуда, зачем, как важно?...

Конечно, думал я об этом давно-давно, с тех пор, наверное, как впервые услышал выражение: "В тихом омуте черти водятся"...
Тогда все это было размыто, на уровне реальной "дыры" в мыслях, чего-то такого огромного и темного...

Вы замечали за собой, да - желание сделать что-то такое, отчего потом сами себе места не находите, корите и ругаете? - Но ведь все равно "тянет"...

Когда-то я придумал такое: "Если бы люди не совершали плохих поступков, кто знает, насколько меньше было бы хороших?" - ведь только тот, кто познал всю глубину ПАДЕНИЯ, ценит каждый шажок ВОСХОЖДЕНИЯ, ценит Жизнь во всех ее проявлениях.
Не бойтесь.
Не бойтесь и не прячьте свои "черные дыры".
Не бойтесь ими делиться с близкими - а остальные и не поймут.
Не бойтесь раскрывать их, давать выход - и однажды "темное" уйдет. и вы - ПРОСВЕТЛЕЕТЕ.
И потом, когда будете воспитывать детей, - вспомните СЕБЯ...

Все нужно пройти.
Главное - НЕ БОЯТЬСЯ ИДТИ. [/I]

Что-то меня в этом посте особенно зацепило, я даже не сразу поняла - что именно... А, вот:
[B][I]Не бойтесь и не прячьте свои "черные дыры".
Не бойтесь ими делиться с близкими - а остальные и не поймут.
[/B][/I]

По-моему, раскрывать свои "черные дыры" - это значит исповедаться. Не так ли? А на исповедь обычно ходят в храм.

[COLOR=darkgreen]Уточняю: здесь и далее говорится о христианских храмах и христианском подходе. Да, я в курсе, что у нас многоконфессиональная страна. Нет, я не хочу сейчас рассматривать все подходы - это будет не пост, а научная монография. А я не ученый.
Нет, я не принадлежу ни к одной из известных конфессий - и не являюсь атеистом. Я просто верю в Бога.
А теперь продолжим.[/COLOR]

В XX веке появилась альтернатива: исповедаться психоаналитику. Или это она в XIX появилась? Я точно не помню, но это не суть важно.

Важно то, что традиция эта - ходить на исповедь к человеку, не облаченному в рясу - прижилась в Европе, а затем махровым пышным цветом расцвела в США.

Я все думала: почему же? Может, прихожанам священников не хватает? Может, среди них формализм наблюдается? Или, может, все дело в атеизме, бурное развитие которого предшествовало возникновению психоанализа в качестве альтернативы традиционному облегчению души от греха?

Отчасти так, но есть и еще кое-что. И это "кое-что" - необходимость раскаяния, которая возникает, когда приходишь на исповедь в храм. Психоаналитики составили достойную конкуренцию священнослужителям именно потому, что убрали из исповедального процесса всего одну - но очень значимую составляющую. Они лишили нас права на чувство вины.

В самом деле, исповедь в христианском храме ничего вам не стоит - но там вы обязаны покаяться, ведь в этом весь смысл происходящего. Именно раскаяние приводит вас к очищению от тяжести.

Многочисленные психологические методики и некоторые духовные практики провозглашают принцип невиновности. Они утверждают, что чувство вины по сути своей деструктивно, что испытывая его, человек лишает себя перспектив. Поэтому человеку нет смысла чувствовать себя виноватым.

Правда, часть терапевтов и почти все конструктивно настроенные духовные идеологи предлагают заменить чувство вины на чувство ответственности. Казалось бы, очень здравая идея. Зачем чувствовать себя виноватым, если можно просто взять на себя ответственность и исправить положение?

Но, во-первых, не всякое положение можно исправить. А во-вторых, общество ведь хитро устроено: чувство вины способны испытывать практически все - а ответственность в полной мере осознает только активная часть общества. Здоровые молодые лидеры, скажем так. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что их количество в любой стране колеблется около 30 процентов - за исключением послевоенных эпох.

Здоровые молодые лидеры охотно приходят не только к психоаналитикам, но и на разные тренинги, семинары и проч. Им нравится преодолевать препятствия - проходить тестирование, разгадывать загадки чужой и собственной души - и выслушивать в конце мероприятия приятные слова в свой адрес. Своего рода спорт.
К исповеднику ходить далеко не так комфортно (см. выше).

Самое интересное, что до сих пор я повествовала о европейских и американских тенденциях. В России все сложилось несколько иначе, и вот почему.

До революции православная церковь имела в России весьма сильные позиции. Так что, вероятнее всего, альтернативные исповедники попросту не смогли бы иметь достаточное количество русских клиентов.

После прихода к власти Сталина коммунистическая идеология лишила православных священников права на массовую исповедальную практику. Но и психология была объявлена наукой буржуазной. Зачем это было сделано - другой вопрос, за ответом на него рекомендую обратиться к Оруэллу и Замятину.

Но исповедь как таковая, отпущение грехов - они на целых 70 лет были как бы вычеркнуты из жизни. Как бы - потому что де-факто они продолжали существовать. Только теперь они стали публичными - и больше напоминали гражданскую казнь.

Люди постарше помнят, о чем я говорю - а юному поколению сообщаю: в Советском Союзе существовала только одна партия - коммунистическая, а состояло в ней, уж не помню наизусть сколько, но кажется, как минимум 70 процентов партспособного, т.е. взрослого и трудоспособного населения. Молодежные организации, пионерия и комсомол, охватывали и того больше, процентов 90-95 от всех, кто подходил по возрасту...

[I]Продолжение в комментах
[/I]
Добавить комментарий Комментарии: 7
ЮМайти
ЮМайти , 96 лет22 июля 2007 09:33
Галочка, я такое пробовала. Не то... Речь, видимо, должна быть устная. Но конечно, я говорю о себе - а я человек сильно вербальный...

Искренне,
Майти
ЧИСТАЯ
ЧИСТАЯ , лет22 июля 2007 01:41
Марти, я тоже не раз размышляла над причиной потребности в исповеди и искала разницу между исповедью священнику, психологу ,близкому человеку или незнакомцу.
Речь, слова- это каналы энергетического очищения
Потребность очищения заложена в человеке на физиологическом уровне.И душевного может быть тоже.
Ведь общеизвестно, что " молчуны" , держащие все свои эмоции , переживания в себе часто болеют и рано умирают.
Этим ,думаю, необходимость в исповеди оправдана.
Есть один способ, удобный тем, что не расстраиваешь близких, не утруждаешь друзей и не вгоняешь в тоску посторонних, не платишь психологу, не отнимаешь время у священника . Делается все очень просто. Берешь ручку и пишешь свою исповедь на бумагу, а потом читаешь и сжигаешь




ЮМайти
ЮМайти , 96 лет19 июля 2007 01:49
А мы читали. Хорошо написано.
Каляскин
Каляскин , лет19 июля 2007 01:41
Просто, видимо, мои "тараканы" все уходят в секс, - в остальном нет у меня желания убивать, грабить, насиловать и прочее... )))
- А вот .... - Короче, про Храм я у себя написал....
ЮМайти
ЮМайти , 96 лет19 июля 2007 01:32
Коль, про секс мне как-то в голову не пришло. Хоть бы намекнул... *смущена*

А насчет того, что все зависит от священника - так везде все от конкретного человека зависит. Но я об общем принципе говорю. Ожидания перед посещением церкви одни, перед визитом к психоаналитику - другие. Только и всего.

Майти
Каляскин
Каляскин , лет19 июля 2007 01:25
"...но там вы обязаны покаяться, "...
- Сразу: Ей-ей, не воспринял пост как "что-то там" обидное и пр.! - правда!
Но вот то, что я процитировал... - Нет, Марта. И я уже понял, что все завсит от ЧЕЛОВЕКА - от священника то бишь. Тот, которого Бог посла мне(совершенно случайно!.), так себя и ведет: предлагает не спешить и посмотреть на проблему с другой точки зрения.
Но самое главное: Марта, я и сам раньше считал, что родные не должны испытывать всю тяжесть... Но я разделяю: я уверен до сих пор, что НЕЛЬЗЯ "СРЫВАТЬСЯ" дома ни в коем случае!!! - Ибо это не раскрывание "черных дыр", а "выливание помоев"(кавычки можно было и не ставить...)...

Но самое-пресамое - я писал это, как и всегда почти, С СЕБЯ - и думал при этом... о сексе, Март. Я думал о том, что если дома тебя по-полной ПРИНИМАЮТ, а не ПУГАЮТ, ЗАКРЫВАЮТСЯ и "ни в коем случае", то в отношениях не просто будет все в порядке, но и вокруг - СВЕТ.
Вот.
ЮМайти
ЮМайти , 96 лет16 июля 2007 19:50
Так вот, в первичных ячейках пионерии, ВЛКСМ и КПСС постоянно велась так называемая оргработа. Выявлялись нерадивые элементы (это я не иронизирую, это официальная терминология тех лет), их надлежало подвергнуть партийной критике. Созывалось партсобрание, и на нем ребром ставились вопросы об участии сотрудников в сборе урожая, об отчетных показателях - и о поведении товарища Пупкина (Пупкиной).

Дальше я подробно рассказывать не буду, воображение у всех живое, так что представьте себе сами, к чем могло привести оглашение перипетий пупкинской судьбы и требование немедленного прилюдного покаяния. Как это в клятве начинающего комсомольца? "Перед лицом своих товарищей..."

Поэтому вполне понятно законное желание Пупкина (Пупкиной) исповедаться иными способами, и не многим людям одновременно, а желательно кому-нибудь одному. Этот один, как правило, находился среди родственников и друзей - и с ним устраивались нечастые задушевные посиделки за рюмкой чая. (Вы уже вспомнили нежелание вашей мамы брать вас, маленьких, в гости, где нет других маленьких детей? Или папины воскресные походы в гараж?)

Конечно, в исповеди приятелю чего-то не хватает. То ли стены не те, то ли советов лишних надают, спорь с ними до хрипоты... Но в общем-то, в отсутствие других вариантов - вполне приемлемо. Посему жители СССР привыкли постепенно делиться сокровенным с теми, кому это изначально не было положено по статусу.

Поэтому, когда в Москве и Питере начали появляться первые практикующие психологи, с клиентурой у них было, пожалуй, даже хуже, чем если бы они появились во времена царского режима. Почему? Сейчас расскажу.

Во-первых, приставка "психо-". К тому времени репрессивная психиатрия успела сойти на нет, но четкий негатив относительно общеупотребительного "псих" впечатался в массовое сознание
намертво.

Во-вторых, халява. За прием у психолога полагалось платить - и что обиднее всего, платить свои кровные, поскольку в городской поликлинике для взрослых такой ставки предусмотрено не было.

И в-третьих, отсутствие видимого эффекта. Напомню, что не проституированный терапевт не отпускает вам грехов, как священник, не жалеет вас и не предлагает свою помощь, как приятель. Он всего лишь предлагает вам посмотреть на ситуацию под другим углом зрения - и взять ее в свои руки. "А это я и сам(а) могу", - недоуменно заявляет Пупкин (Пупкина). "За что же деньги платить? Пойду лучше к Светке, она всегда что-нибудь умное посоветует. Еще и чаю у нее напьюсь с пирогами!"

Потом ситуация постепенно - ОЧЕНЬ медленно - начал выправляться к лучшему. Православные храмы начали восстанавливать. Наши психологи побывали у ненаших - и привезли с собой слова "тренинг", "ребёфинг", а также множество разных терминов, начинающихся на "психо-": психодрама, психосинтез, психолингвистика... Изобилие подобных слов должно было навести просвещенного обывателя на мысль о том, что - да, с подобной приставки вообще много чего начинается, отнюдь не только бранные слова и название профессии, подобной ремеслу палача.

Все это, конечно, воздействовало: многие потянулись в церковь, здоровые молодые лидеры распробовали вкус платных психологических индуль... прошу прощения, консультаций. И все-таки привычка поверять сокровенное, и даже раскрывать свои "черные дыры" кому-то из близких у многих еще осталась. Увы.

- Как "увы", почему "увы"? Майти, а как же любовь, а как же дружба? А как же делиться наболевшим?

Нет, я не хочу сказать, что с близкими следует держать себя застегнутым на все пуговицы - как с дальними. И наболевшим делиться, и советоваться, и поверять секреты - это хорошо, это правильно.

Но мне кажется, что когда речь идет именно о "черной дыре" в тебе, то все же идти с ней надо или в храм, или к этому, который с приставкой "психо-". Почему? Ну как вам сказать...

[B]Вы ведь не просите близкого человека, если он не профессиональный врач, вырезать вам аппендицит или вылечить зуб? Неужели с вашей душой вы находите нужным обращаться хуже, чем с животом и зубами?[/B]

Я думаю, что нет, и вообще, дело не в этом. Большинство прекрасно понимает, что любым делом должен заниматься профессионал. И денег хватает. Дело в чувстве вины, которое не хочется испытывать - и в ответственности, которую не хочется на себя брать. Ну, и в отсутствии привычки, конечно.

Коля, чтобы потом не было разночтений: этот пост НЕ НАПРАВЛЕН против тебя. И за тебя он тоже не направлен. Мне просто захотелось порассуждать на эту тему. Скажем так: зацепило профессионально.

Спасибо за тему!




Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.