Проект Romantic Collection
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Lindemann, 38 - 5 марта 2008 09:36

Все
интересный факт из жизни Булгакова
Откровения змия

Иеромонах Нектарий (Лымарев)

В марте 1917 года молодой земский врач М.А. Булгаков вернулся из отпуска в село Никольское Смоленской губернии - место своего служения. Отпуск он проводил в Саратове и Москве, и то, что он видел там, не могло доставить радости. Симптомы начинавшейся революции были столь же тоскливы, что и симптомы сифилиса, от которого каждый день пользовал доктор толпами бежавших с фронта в родные деревни солдат. Так что возвращение домой означало возвращение к тяжким, полным изнурительного труда будням деревенского лекаря.
В один из таких дней ему пришлось отсасывать ртом через трубочку дифтеритные пленки из горла тяжелобольного мальчика. По неосторожности одна из пленок попала в рот самого врача. Неудачно сделанная прививка вызвала страшный зуд во всем теле, спасти от которого могло, как казалось, лишь одно средство - инъекция морфия. Шприц со спасительным раствором принес покой и отдых от несносной боли.
Прошло несколько дней, необходимость в морфии отпала, но доктор не спешил отказываться от чудесного действия белого кристаллического порошка. Более того, стал принимать его два раза в день. Моменты приема наркотика стали казаться ему "высшей точкой проявления духовной силы человека". Он садился за стол и начинал писать, пытаясь передать то, что открывалось тогда его мысленному взору.
Странное видение поразило воображение доктора - огненный змей, сжимающий в своих смертоносных кольцах женщину. Впечатление было столь сильным, что требовало излиться на бумагу.
Это видение уже не впервые посещало Булгакова. В 1913 году студент-медик Киевского университета принес домой кокаин, предложив участвовать в эксперименте и своей молодой жене. Плодом этого опыта явился недописанный рассказ "Зеленый змий", вызванный наркотическим переживанием, облеченным в образ огромного смертоносного змея.
Тогда, в 1913 году, ни кокаин, ни литература не успели увлечь Булгакова. События 1917 года, связанные с приемами морфия, наполнили новой силой ставшие уже забываться образы и ощущения. Доктор вновь принимается за литературные опыты, скрывая написанное даже от жены, так как не надеялся, что кто-нибудь будет в состоянии понять переполнявшее собою его душу.
Долго использовать морфии в качестве источника для вдохновения не получилось - довольно скоро открылись его коварные, предательские свойства. Болезнь морфинизма принимала все более очевидные размеры, пришлось уехать сперва в Вязьму, затем в Киев. Потребность в наркотике возрастала с каждым днем, доставать же его становилось все сложнее, что вызывало мучительные приступы синдрома абстиненции (ломок). Булгаков издергался, осунулся, постарел - казалось, смерть подступила совсем близко.
Однако произошло нечто чудесное, случающееся в таких случаях не часто, -смерть отступила. Постепенно Булгакову удалось сократить прием морфия, а затем совсем оставить его. Но разбуженное наркотическим вдохновением литературное дарование не исчезло, с скором времени оно заставило бывшего земского врача весьма решительно изменить свою жизнь, отдавшись литературе и навсегда оставив медицину.
Не будем считать этот период жизни М.А. Булгакова чем-то маловажным, видеть в его увлечении морфием лишь трагический недуг. Все окажется гораздо серьезней, если соотнести вышеуказанные обстоятельства его биографии с той практикой и тем пониманием значения приема наркотических средств, которые существовали с древнейших времен. Согласно апокрифической "Книге Еноха", еще допотопное человечество обучил "силе корней и трав" демон Азазель (не случайно его имя будет использовано в романе "Мастер и Маргарита". Древние греки и римляне, шумеры Ассирии, даосы Китая, зороастрийцы и индуисты, шаманы Сибири и Америки, друиды кельтов и мусульманские суффии, словом, мистики едва ли не всех времен и народов использовали наркотики как магическое средство. Наиболее частое их применение - в мистериях и при обрядах инициации (посвящения). С их помощью посвящаемый становился способен узреть невыразимое, проникнуть в мир духов, чтобы приобрести сверхъестественные способности и дарования. Цена посвящения - ритуальная (и, конечно же, вечная) смерть посвящаемого, как бы заново рождающегося после этого, но уже в ином качестве "избранника богов".
Происшедшее с доктором Булгаковым было именно посвящением в литературу, совершившимся по всем правилам древних мистерий. Здесь присутствовали все три их составляющие: опыт соприкосновения с иным миром для получения мистического озарения, опыт смерти, умирания и, наконец, возрождение в ином качестве.
Морфий "убил" врача Булгакова и родил - гениального писателя. Конечно, всякий талант дается от Бога, но то, как он раскроется и будет использован, под чьи знамена будет принесен своим обладателем, во многом зависит от того, куда склонится свободная воля человека. Интерес или, скорее, какая-то болезненная тяга ко всему мистическому и оккультному существовала у Михаила Афанасьевича с детства, проявляясь в чтении литературы подобного рода, увлечении спиритическими сеансами и т.д. Однажды ночью, будучи еще юношей, он разбудил свою младшую сестру Надежду и спросил: "Знаешь, где я сейчас был? На балу у сатаны!" Не сам ли хозяин того бала через несколько лет явился в своем издревле известном образе, чтобы в наркотических видениях вдохновить его литературные начинания.
Добавить комментарий Комментарии: 0



Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.